Перейти к основному контенту

Басни Михалкова

Басня – самый удачный литературный жанр, который может иносказательно рассказать читателю о человеческих недостатках и пороках. Причём, детский писатель Сергей Михалков показывает это через мир зверей и животных. Басни Михалкова любимы детьми и взрослыми, так как просты и понятны.  Каждое  такое маленькое произведение выстрадано автором, хотя читаются очень легко. Юмор и глубокие философские мысли соседствуют рядом.

НазваниеПопулярность
Грибы193
Белые перчатки176
Аисты и лягушки168
Муха и пчела340
Лиса и бобер192
Заячье горе221
Заяц и черепаха226
Заяц во хмелю177
Два толстяка и заяц166
Дальновидная сорока165
Хочу бодаться180
Смешная фамилия491
Слон-живописец211
Ромашка и роза323
Ошибка304
Неврученная награда176
Не стоит благодарности260
Экзамен307

Жизнь автора

Чрезвычайная популярность Сергея Владимировича, выступления в средствах массовой информации, на телевидении и радио делала его жизнь доступной широкому кругу читателя, потому что он был всегда на виду. Басни Михалкова – это поучительные истории, иногда острые, но никогда не обидные, так как писатель был очень добрым человеком, готовым прийти на помощь в трудную минуту, хотя порой ему самому нужно было помогать. В детстве Сергей сильно напугался, в результате чего он заикался до старости. В школе учился мальчик хорошо, старался быть сильным. Всегда считал самым главным в жизни творчество. К жанру басни Сергея Владимировича Михалкова надоумил обратиться Алексей Толстой. Самые первые басни автора сразу же получили положительную оценку. Басня «Лиса и бобёр» принесла успех писателю. Всего Михалков написал около двухсот басен.

О чём басни детского классика

Мораль басен Михалкова лежит на поверхности, потому эти маленькие литературные истории очень просты и понятны каждому ребёнку. Если малыш даже не умеет читать и узнаёт содержание в результате чтения вслух, он понимает, о чём идёт речь в баснях.

Например, басня «Чужая беда» Михалкова высмеивает высокомерие. Человек может посмотреть на себя, исправиться пока не поздно. Степан, герой басни, услышал, что в соседский хлев забрался волк, но он даже не удосужился защитить животных от нападок злого зверя. Степан соврал соседу, что ничего не слышал и крепко спал. Сосед соседу должен помогать, так как завтра на его месте может оказаться он сам.

Басня «Грибы» небольшое произведение по объёму. Величие его в тематике. Кто чаще всего громко хвалится? Тот, кто ничего не умеет. Ведь талант виден издалека, зачем здравомыслящий человек будет во всеуслышание сообщать о своём умении, если это и так все видят. А вот бездарности пытаются привлечь к себе внимание, они выпячивают свои несуществующие достоинства и выглядят смешно со стороны. Настоящий талант чрезвычайно скромен.Мухомор с его яркой внешностью выгодно выделялся из всего грибного царства. А что в нём проку? К тому ж и ядовит, имел уж больно нахальный вид. Хвастался он очень громко. А настоящий вкусный съедобный белый гриб скромно и тихо стоял под ёлочкой. Его никто не замечал, потому что имел неприметную внешность. Недаром народная мудрость гласит: « Не всё то золото, что блестит».

Басня Михалкова «Зеркало» тоже написана о животных. В ней повстречались Слон и Верблюд, ещё в разговоре участвуют Носорог, Страус и Жираф. Недостатки животных подвергаются безжалостному высмеиванию со стороны Носорога. Он всё  превращает в чужие пороки, не замечая своих. Сколькими обидными словами он обзывает всех остальных героев басни. Диву даёшься, как он изобретателен в этом. Вполне естественно, что ни одно из перечисленных животных не похоже на другое. Он до того привык подбирать каждому оскорбительные слова, что не сразу понимает, что в зеркале он отражается сам. Носорог не красавец, но это его нисколько не смущает, он так и не понял, что это его изображение в зеркале. Глупый и хвастливый человек смешон точно так же, как Носорог.

Печатные издания

Книги с баснями Михалкова получали немало отзывов. Все они были положительными. За многие из своих произведений писатель удостаивался премий.

В сборниках басен писателя содержатся такие, на примере которых дети учатся правильному поведению в обществе. Звери, изображённые в баснях, предстают непослушными и капризными, выглядят со стороны довольно правдоподобно. Малыши легко в них узнают себя, учатся не подражать таким животным, а исправлять своё поведение. Все книги с баснями изданы для самого широкого круга читателей. Ни один из сборников не имеет недостатков. Басня хоть и мала, но проблемы, рассматриваемые в ней, велики. Все темы актуальны до сих пор.

Что высмеивается в баснях

Мораль басен Михалкова в следующем: автор высмеивает в людях зависть и чванство. Подлость считает Сергей Владимирович самым страшным человеческим недостатком. Ведь подлому человеку нельзя доверять, нельзя называть его настоящим другом. Он в любой момент может стать предателем. А разве исчезли из настоящей жизни сплетни и наговоры? Нет. И люди получают огромное удовольствие от того, что сообщили столько гадостей о своём соседе. А разве смешно наблюдать в баснях, как ведут себя псевдокультурные невоспитанные и малообразованные люди, они не умеют вести разговоры, всегда пытаются дать всем советы другим.

Сергей Михалков басни других авторов в своё время перечитал все, в своих произведениях старался никогда не повторяться и не копировать известных баснописцев. Его герои не похожи на привычных крыловских. Они очень индивидуальны, тем и запоминаемы. У Сергея Владимировича Михалкова герои особенные, неповторимые.  Басни писателя богаты на эмоции, составлены по всем законам басенного жанра, являются образцом русской классики. Михалкова нельзя обвинить в скудной фантазии.

Воображение писателя не знает границ. Но герои его живут в узнаваемом мире, очень похожем на человеческое общество. Взрослые и дети с удовольствием смеются над животными и героями басен Михалкова. Любители фантастики тоже найдут интересным и увлекательным чтение маленьких поучительных историй современного автора. Басни Михалкова дают пищу для фантазии всех, кто к ним хоть раз прикоснулся. Так, например,, известный художник Рачёв, иллюстрируя произведения писателя, проявляет мастерство выдумщика. Он рисует героев басен сказочными, яркими фигурами.

Особенности языка басен

Баснописец берёт сюжеты для своих произведений из действительности. Герои у него имеют чётко выраженный характер. Есть змея и паук, коза и медведь. К ним необязательны определения. Автор как будто наблюдает издалека за происходящим в басне, но читатель всегда чувствует, как сам создатель относится к своим героям. Он выступает в качестве судьи, для которого важной является нравственная мораль общества. Писатель никого не осуждает, он предпочитает, чтобы это сделали те, кто взял книгу с баснями в руки и читает её.

Форму изложения Михалков выбирает в виде диалога. Это делает восприятие текста живым, подвижным. У каждого героя свой особенный язык. Это очень удобно, особенно для детей. Так можно безошибочно различать при чтении героев. Басни изобилуют фразеологизмами, но они отличаются от оригиналов. Михалков убирает одну из частей устойчивого сочетания, заменяет её своей, но фразеологизм всё равно легко узнаваем. В басне останутся не рожки да ножки, а пёрышки да ножки. Всё понятно: ничего не останется.

Таким образом, язык михалковских басен не только остр и образен. Он максимально приближен к разговорной речи. Каждый образ изображён достоверно, что не возникает ни тени сомнения, что он полностью вымышленный. Всё, вышедшее из-под пера великого классика детской литературы, достойно восхищения. Почему это происходит, почему он так хорошо знал, что будет понятен детям? Сергей Владимирович часто встречался с ребятами, общался с ними.