Перейти к основному контенту

Басни Крылова

Трудно представить себе литературу XIX века без такого самобытного и богатого жанра как басни. И если говорить об этом направлении, то первым именем, которое приходит на ум человеку, интересующемуся литературой, будет И.А. Крылов. Басни Крылова представляют собой кладезь народной мудрости, раскрывает основы нравственности и человечности.

НазваниеПопулярность
Бумажный змей105
Ворона и лисица968
Демьянова уха63
Две собаки97
Две Бочки64
Волк на псарне68
Волк и Ягненок80
Волк и кот115
Волк и журавль88
Лебедь, щука и рак112
Ларчик76
Кукушка и петух65
Кошка и соловей86
Котенок и Скворец73
Кот и повар87
Квартет161
Зеркало и обезьяна151
Свинья под дубом119
Петух и Жемчужное зерно64
Осёл и соловей64
Обоз64
Мартышка и очки179
Листы и корни74
Лев и Барс72
Крылова Чиж84
Трудолюбивый медведь142
Тришкин кафтан68
Стрекоза и муравей213
Слон на воеводстве69
Слон и Моська131
Скворец85

Баснописцем И. А. Крылов стал не сразу, путь к пониманию своего предназначения был долгим и упорным, но именно в баснях писатель полностью раскрывает свое умение видеть жизнь объективно со всеми ее недостатками. Суть басен Крылова в изобличении пороков, безнравственности и безответственности, которые подобно болезни поражают общество, мешают ему развиваться и двигаться вперед. Басни Крылова не потеряли своей свежести и остроты, актуальными они остаются и в наше время, помогая читателю критически оценивать главные проблемы общества: упадок нравственности и преобладание материальных ценностей над духовными. В образах своих героев дальновидный баснописец высмеивал неискоренимые человеческие пороки. За образами зверей легко угадываются люди, играющие определенную роль в обществе и представляющие конкретный социальный тип. Новаторство Крылова заключается в том, что животные не просто выступают в роли людей, но и иронически подчеркивают их социальные повадки, манеру разговаривать и совершать поступки, руководствуясь своими склонностями и предпочтениями, принадлежностью к определенному социальному слою. Благодаря этому басни Крылова легко читаются и представляют интерес для читателя любого возраста.

Анализ басен И. А. Крылова

Анализ басни Крылова невозможен без понимания проблематики, волновавшей автора. Являясь сторонником просвещения, писатель живо интересовался социально-политическими проблемами, беспокоящими общество, что нашло отражение в таких баснях, как «Слон на воеводстве», «Квартет», «Лебедь, щука и рак» и других. Не была чужда Крылову и проблема падения моральных ценностей человечества, эта тема затрагивается в баснях: «Стрекоза и муравей», «Ворона», «Листы и корни». Проблема социально — бытовых отношений затрагивается в баснях «Мартышка и очки», «Волк и журавль», «Слон и Моська».

Обратимся к басне Крылова «Ворона». В центре сюжета басни стремление вороны стать частью стаи павлинов. В этом персонаже легко угадывается тип людей стремящихся во что бы то ни стало улучшить свое социальное положение. Крылов со свойственной ему иронией, высмеивает завышенные амбиции людей и предсказывает нелепый финал затеи. Басня Крылова «Ворона» учит помнить о своих корнях и ценить свое настоящее положение. Во второй части басни писатель на примере введенного им человеческого персонажа показывает, что пытаясь возвыситься в угоду своей гордыне, человек может не только не достичь поставленной цели, но и потерять то, что уже имеет.

На примере этой басни можно увидеть, что персонажи в произведениях автора не являются отдельно взятыми единицами, а представляют собой часть общества живущего по своим законам и поступки героев часто продиктованы влиянием среды, в которой они существуют.

Ворона часто фигурирует в баснях Крылова, как воплощение глупости и самодовольства. Подтверждением тому является басня «Ворона и Лисица». На этот раз злую шутку с вороной сыграло ее желание наделить себя качествами, которыми в действительности она не обладала: привлекательность, изящная шейка, красивые глазки. Говоря об ангельском голоске вороны, лиса откровенно издевается над ней. Ирония автора в этой басне направлена не на саму лесть, а на людей легко поддающихся ее влиянию. Крылов показывает читателю, какую большую роль в жизни играет общественное мнение и как легко этим можно воспользоваться.

Воспитательная ценность басен в формировании нравственности

Большинство басен Крылова начинаются или заканчиваются моралью, в которой в роли персонажа выступает сам автор, выражая свое отношение к описанной ситуации. Мораль басен Крылова не носит авторитарного характера. Писатель не занимается поучением, он, как и читатель, является сторонним наблюдателем, не осуждая своих персонажей и не возвышаясь над ними. Герои басен Крылова, несмотря на свои пороки и недостатки, не вызывают у читателя негативных эмоций, скорее сочувствие и сострадание. Особенностью басен Крылова является их народность, будучи истинным гражданином своей страны, автор не может оставаться в стороне от происходящих событий, играющих большую роль в жизни общества. Писатель отчетливо видел пороки процветающие в обществе и мешающие его развитию. Читая басню «Квартет» нетрудно догадаться, на что направлена авторская ирония. В образе мартышки  угадывается образ чиновника самодура, погрязшего в бюрократических преобразованиях, для которого форма оправдывает бессмысленное содержание. Смешно наблюдать с какой серьезностью звери, не имеющие никакого отношения к музыке, пытаются собрать квартет под руководством самоуверенной мартышки. Идея мартышки оказывается настолько заразительной, что другие звери тоже пытаются попробовать себя в роли руководителя и принять участие в бессмысленных преобразованиях. Отношение автора к происходящему в басне раскрывает соловей, завершивший спор зверей репликой:

А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.

Язык басен очень прост, и смысл тех немногих устаревших слов, встречающихся в тексте, становится понятен из содержания. Произведения Крылова больше напоминают русские народные сказки, в которых справедливость торжествует, а зло непременно наказывается, этим объясняется их популярность среди разных возрастных и социальных групп. Интерес к творчеству  писателя не угасает и по сей день.

Объектом иронии автора становятся не только политические или общественно важные события, но индивидуальные недостатки, присущие человеку. Для создания напряжения и для придания большей выразительности писатель часто прибегает к противопоставлению, сталкивая в своем произведении два противоположных характера. Такой прием используется в басне «Стрекоза и муравей», в которой муравей строит планы, заботясь о своем благополучии и процветании, и является воплощением трудолюбия, а стрекоза является его антагонистом, она живет одним днем, беззаботно предаваясь увеселениям. Мораль этой басни сурова, муравей отказывает в помощи стрекозе, отправляя ее на верную смерть. Муравей испытывает негативное отношение к людям, ведущим праздный образ жизни, что вполне справедливо, но в то же время демонстрирует отсутствие сочувствия и проявляет жестокость. Отношение автора к ситуации неопределенное, в роли обличителя выступает муравей, заканчивая финальный диалог упреком в адрес стрекозы:

«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Басню «Стрекоза и муравей» часто расценивали неоднозначно, пытаясь связать ее с идеологическими взглядами и политической ситуацией своего времени.

Понимая значимость просвещения и образования, Крылов не мог оставаться в стороне от распространенной в России проблемы — невежества в рядах высокопоставленных чиновников, мешающих прогрессу и развитию общества. По убеждению автора, даже полезный предмет в руках несведущего человека становится бесполезной игрушкой, более того, отсутствие знаний невежда пытается оправдать своими консервативными взглядами, доказывая опасность всякого прогресса для общества:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

Остается удивляться дальновидности автора, проблема, затронутая в басне, не утратила актуальности.

Герои произведений баснописца

Наибольший интерес представляют басни Крылова про зверей, выступающих в несвойственной им роли. Животные не только помогали Крылову использовать иносказательный язык и избегать открытых упреков и обвинений. Следуя традициям русских народных сказок, в которых звери одушевлялись и наделялись определенными человеческими свойствами, автор использовал их для создания колоритных персонажей, воплощающих то или иное человеческое качество в полной мере. Примером может служить басня Крылова «Лебедь, рак и щука» с тремя действующими лицами. Неспособность героев прийти к общему выводу и согласовать свои действия связана с особенностью их натуры и заложенными в них инстинктами:

Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Современники автора рассматривали басню как критику Государственного Совета, члены которого находились в постоянных разногласиях. Крылов прекрасно понимал, что отсутствие согласия при выполнении общего дела приведет к провалу:

Да только воз и ныне там.

Иван Андреевич Крылов предстает в образе интересного и мудрого рассказчика, оставаясь в стороне от описываемой ситуации, он предлагает читателю прожить историю и сделать собственные выводы. Написанные живым, доступным языком, его басни вобрали в себя народную мудрость. За свою плодотворную творческую жизнь баснописец сочинил более двухсот басен. Трудно решить какая из басен Крылова произвела наибольшее впечатление, поскольку на протяжении всей жизни взгляды человека меняются, но неизменным остается одно — наблюдая за нелепой и глупой ситуацией, поневоле вспоминаешь яркие фразы И. А. Крылова, ставшие «крылатыми», строки, которые бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Писатель преследовал только одну цель — воспитывать в людях чувство справедливости, побуждая развивать в себе доброту и приносить пользу обществу.