search
search
 
Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» М. Лермонтова
 

Михаил Лермонтов часто рассматривается как писатель-лирик. Он воспевал красоту природы, объектов окружающего мира по отдельности и в совокупности, затрагивал мотивы любви. Однако он писал и о России. Причём её он не только воспевал, но и говорил об отрицательных, порой неприятных сторонах. Ко второй группе относится и разбираемое произведение. В случае со стихотворением Прощай немытая Россия анализ помогает выделить незаметные на первый аспекты произведения.

История написания

Точная дата написания до сих пор остаётся неизвестной. Версия первая гласит, что создано оно в 1840 году, ещё до ссылки на Кавказ, причиной которой стала дуэль Михаила с французом. По второй версии стихотворение датируется 1841 годом, тем, когда молодого поэта настигла смерть. Примерно во время написания он должен был уехать из Санкт-Петербурга – отпуск длиною в два месяца подходил к концу. Интересен факт, что некоторые литературоведы отказывались признавать авторство Лермонтова до 2017 года. Они были уверены в непричастности Михаила Юрьевича к этим злым строчкам, всё-таки Россию он любил.

Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» М. Лермонтова

Тема стихотворения

В стихотворении поднимается сразу несколько тем, только в совокупности они составляют единое целое. Перечень тем выглядит следующим образом:

  • тема лишнего человека, изгоя общества;
  • изгнание себя из надоевшего окружения, Кавказ станет своеобразным укрытием для героя. Он – то место, где Михаилу дышится легче, душа свободнее;
  • полное непринятие политического строя государства;
  • неприязнь к бездействующим, покорным и постоянно терпящим людям, многие из которых особенно склонны к чинопочитанию.

Основной посыл таков: в стране с подобным политическим устройством нет полной свободы, поэтому писатель и стремится туда, где он будет чувствовать себя лучше. Ему необходима свобода мысли и действий.

Жанр и композиция

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» Лермонтова при анализе можно отнести к лирическому. Оно является отражением чувств и эмоций лирического героя, его переживаний и мыслей. Присутствуют другие элементы

  • послания – обращение к конкретном объекту;
  • эпиграммы – освещение политической тематики и злободневных сторон жизни

Однако полностью отнести произведение к этим жанрам нельзя.
Литературных направлений два: романтизм и реализм. С одной стороны, автор ищет свободу и выступает против общественных устоев, с другой – обращение к реальной истории государства, ярко выраженный конфликт лирического героя с окружающим его обществом.

«Прощай, немытая Россия» М. Лермонтова
Композиционно стихотворение возможно разделить на две части. В одной Лермонтов прощается с Россией, отражает её недостатки и всё, что ему не нравится как гражданину. Здесь наблюдаются настроения усталости, некоего изнеможения от обстановки. В другой эти настроения меняются на более позитивные, появляются надежды на светлое будущее страны, потому что она может и должна меняться.

Средства выразительности

Тропы и некоторые другие средства художественной выразительности помогают автору в передаче его эмоционального состояния. Среди наиболее употребляемых лексических средств можно заметить метафоры («страна рабов», «стена Кавказа», эти выражения не имеют прямого значения) и эпитеты («немытая Россия», то есть грязная и неправильно устроенная; «всевидящие» и «всеслышащие» надзорщики, на самом деле они видят и слышат далеко не всё в этом мире). Присутствует синекдоха – «мундиры голубые», имеются ввиду работники полиции, стражи порядка.
Лексические средства здесь это инверсия (нарушение порядка слов), анафора (единоначатие) в сочетании с синтаксическим параллелизмом (построением синтаксических конструкций по одному плану).
Произведение «Прощай, немытая Россия» строится на антитезе. Михаил Юрьевич любит её, но одновременно терпеть не может её устройство, её «государей» и всю политическую верхушку, которая управляет безвольным народом.

Песни про Россию
Песни про школу
Комментарии

Категории

close

- Арабские аудиосказки

- Аудио повести для детей и подростков

- Аудио рассказы Виталия Бианки

- Аудиокниги Андрея Платонова

- Аудиокниги Аркадия Гайдара

- Аудиокниги Бориса Житкова

- Аудиокниги Драгунского

- Аудиокниги Марка Твена

- Аудиокниги Носова

- Аудиокниги Пришвина для детей

- Аудиосказки Аксакова

- Аудиосказки Александра Волкова

- Аудиосказки Андерсена

- Аудиосказки Андрея Усачева

- Аудиосказки Астрид Линдгрен

- Аудиосказки Бажова

- Аудиосказки братьев Гримм

- Аудиосказки Владимира Сутеева

- Аудиосказки Гаршина

- Аудиосказки Гауфа

- Аудиосказки Гофмана

- Аудиосказки Джанни Родари

- Аудиосказки Киплинга

- Аудиосказки Мамина-Сибиряка

- Аудиосказки Маршака

- Аудиосказки Михалкова

- Аудиосказки на ночь

- Аудиосказки Одоевского

- Аудиосказки Остера

- Аудиосказки по мультфильмам

- Аудиосказки Пушкина

- Аудиосказки Салтыкова-Щедрина

- Аудиосказки Толстого

- Аудиосказки Успенского

- Аудиосказки Чуковского

- Аудиосказки Шарля Перро

- Аудиосказки Шварца

- Аудиосказки Юрия Дружкова и Валентина Постникова

- Детская Библия

- Русские народные

- Сборник аудиосказок

- Советские аудиосказки


close

- Анализ произведений

- Арабские сказки

- Денискины рассказы Драгунского

- Краткие содержания

- Повести для детей и подростков

- Рассказы Бориса Житкова

- Рассказы Виталия Бианки

- Рассказы Гайдара

- Рассказы Зощенко

- Рассказы Николая Носова

- Рассказы Платонова

- Рассказы Пришвина для детей

- Романы Марка Твена

- Русские народные сказки

- Сказки Аксакова

- Сказки Александра Волкова

- Сказки Алексея Николаевича Толстого

- Сказки Андерсена

- Сказки Андрея Усачева

- Сказки Астрид Линдгрен

- Сказки Бажова

- Сказки братьев Гримм

- Сказки Вильгельма Гауфа

- Сказки Владимира Сутеева

- Сказки Гаршина

- Сказки Гофмана

- Сказки Джанни Родари

- Сказки Евгения Шварца

- Сказки Киплинга

- Сказки Льва Николаевича Толстого

- Сказки Мамин-Сибиряк

- Сказки Маршака

- Сказки народов мира

- Сказки Одоевского

- Сказки Остера

- Сказки Пушкина

- Сказки Салтыкова-Щедрина

- Сказки Чуковского

- Сказки Шарля Перро

- Советские сказки


close