Перейти к основному контенту

Стихи Мандельштама

Мандельштам всегда больше жил во внутреннем мире, где одной из его влюбленностей была античная культура, нашедшая отражение в изящной утонченной поэзии. Другой сильной и глубокой страстью поэта с раннего детства была любовь к музыке, тихое звучание которой в его душе аккомпанирвало изысканному поэтическому слогу. Сквозь толщу лет современный читатель не может до конца прочувствовать (из-за отсутствия опыта эпохи XX бурного столетия), как могла попасть в него такая утонченная поэтическая натура. Стихи Мандельштама наполнены историческими мотивами, они строги и торжественны по ритму и изысканны по звучанию.

НазваниеПопулярность
Я вздрагиваю от холода85
Я вижу каменное небо144
Улица Мандельштама79
Только детские книги читать367
Сусальным золотом горят179
Слух чуткий парус напрягает73
Я около Кольцова64
Я скажу это начерно, шепотом89
Дайте Тютчеву стрекозу89
Вечер нежный, Сумрак важный113
Да, я лежу в земле, губами шевеля83
Дано мне тело200
Есть целомудренные чары99
Если утро зимнее темно114
Ещё не умер ты116
Звук осторожный и глухой144
За гремучую доблесть грядущих веков80
Из полутемной залы, вдруг76
Импрессионизм149
Из омута злого и вязкого67
Как кони медленно ступают108
Ахматова88
Куда как страшно нам с тобой95
Мы с тобой на кухне посидим515
Ленинград260
Ни о чем не нужно говорить236
Нежнее нежного255
Образ твой, мучительный и зыбкий136
И поныне на Афоне83
Пусть имена цветущих городов91
Твоим узким плечам85

Любовь в жизни и поэзии

Сборники: «Камни» и «Tristia», окрашены оттенками грусти и печали о мире, где месяц «бездыханный», а небо «мертвенно бледно». Настроения печали навеяны разрывом с Мариной Цветаевой, которая осталась яркой страницей в его жизни. У поэта хватает мужества принять мир таким, какой он есть. Стихотворения Мандельштама этого периода звучат, как тихий протест перед натисками судьбы. Он ассоциируется у автора с болезненной и странной пустотой.

Осип Мандельштам был глубоко поэтической натурой. Его отношение к жизни можно оценить как непроходящую влюбленность. Он действительно до конца жизни прожил на этой поэтической волне. Дар, который ниспослан не каждому творцу. Его разноликой легкой музе мир обязан шедеврами поэтического творчеств. Среди женщин, вдохновлявших на великие творения, кроме имени Марины Цветаевой и чудесной во всех отношениях жены Надежды Яковлевны, звучат имена:

· Анны Ахматовой, с которой поэт был связан высокими узами дружбы. В ее основе лежали предчувствия хрупкости мира и неизбежности личных и общественных утрат;
· безымянной актрисы Александринского театра;
· послужившей причиной семейной ссоры Ольга Ваксель, обладающая необыкновенной красотой.

Каждой из этих мимолетных влюбленностей были посвящены стихотворения Мандельштама. Его жена, ставшая ангелом-хранителем мужа в самые трудные минуты жизни, сумела силой жертвенного мужества сохранить для мира любовную лирику своего гениального спутника.

О суровом предназначении поэта

Мандельштам принял революцию и искренне верил в народ России, отдав ей свою признательность в гражданской лирике. Но труднейшие годы сталинских репрессий вызвали в душе поэта протест: 1933 год разделил жизнь Осипа Эмильевича на 2 контрастные части (на свободу и застенки сталинских казематов). Стихи, посвященные «кремлевскому горцу», вызвали священный ужас в среде его друзей: «Мы живем, под собою не чуя страны…».

Кто-то из небольшого количества слышавших их предал поэта. Один за другим, с небольшим перерывом на ссылку в Воронеж, последовали 2 ареста. Мандельштама обвиняли в контрреволюционной деятельности. Затем последовали Таганка, Бутырка, отправка по этапу во Владивосток, откуда пришло только одно письмо… На Земле об Осипе Эмильевиче осталась только память: его могила до сих пор не найдена. Он умер в декабре, а похоронили его только весной в общем котловане.

Поэта не сломила беда: сквозь пытки палачей звучит его жизнеутверждающий голос: «Сохрани мою речь навсегда, за привкус несчастья и дыма…». Или вот еще: «Не разнять меня с жизнью…»

Стоя на пронизывающем ветру жизни, в самые суровые ее моменты стихи Осипа Мандельштама звучат на самых высоких поэтических нотах, они утверждают веру в жизнь, продолжают доказывать, что даже в застенок, к лишенному всего человеку, может влететь такое необыкновенное чудо, как бабочка. Сама поэзия, лишенная всего, что называется жизнью – это прекрасное проявление жизни, счастье, которое у поэта отнять можно было только с самой жизнью. Смерть автора наступила по нескольким версиям от разных причин 27 декабря 1938 года. В течение 20 лет после нее о нем было запрещено говорить, до середины XX века.

Свет в окне — детская страничка в творчестве писателя

Мандельштама относят к авторам, который писал для детей, маленьких и подростков. Ограждая ребят от очень суровой действительности, связанной с именем этого поэта, можно раскрыть для них страничку детского творчества. Это стихотворения:

· о «Сонных трамваях» и «Двух трамваях»;
· о «Муравьях»;
· «Буквах»
· об «Одеяльной стране».

Для маленьких детей стихотворения звучат как познавательные зарисовки: «Автомобилище», «Про куриц-красавиц», «Про утюг», про «Примус», «Про электричество».

Поэзия Мандельштама изучается в старших классах средней школы, в период, когда дети многое уже понимают в окружающей их жизни, способны анализировать и сопереживать. Именно этот возраст и является оптимальным для знакомства с суровой действительностью в жизни поэта и его поэзией. Малыши с удовольствием подружатся с детскими стихотворениями, в которые сам он хотел уйти с головой от жестокой действительности, постигшей судьбу Мандельштама в судьбе его страны и народа. Для них он пел свою песню.

В настоящее время поэту установлены памятники в Воронеже, Владивостоке и Москве, но лучшим памятником творчеству стала его поэзия.

3333