Анализ стихотворения «Прощанье» В. Маяковского
Владимир Маяковский – легендарный русский поэт двадцатого века. Он стал новатором, автором уникальных лирических произведений. Его перу принадлежит «лесенка» – особая организация ритма стиха. Огромная часть творчества построена именно на этой системе. Маяковский писал искренне, многогранно. Поднятые им темы разнообразны: любовь, патриотизм, долг поэта, сатира. Маяковский Прощанье – анализ этого произведения раскроет новые его стороны.
Кратко об истории создания
Владимиру Владимировичу было разрешено находиться за пределами России, в отличие от большой массы поэтов того времени. Власти не боялись того, что поэт эмигрирует или встанет против Родины. Он поддерживал существовашие нравы.
В 1924 году Маяковский был в Париже. Он произвёл на поэта огромное впечатление, оставил неизгладимый отпечаток. Этот город помог создать новый виток в жизни мужчины. Здесь он нашёл повод для того, чтобы помириться с возлюбленной Лилей Брик. Перед этим она вступила в связь с другим мужчиной, что негативно сказывалось на состоянии поэта. Французской столице Владимир посвятил целый цикл произведений «Разговорчики с Эйфелевой башней», когда работал над стихами о Европе. В него в том числе вошло стихотворение-послание Парижу «Прощанье», созданное в 1925.
Тема стихотворения
Творчество Маяковского – это не только сила, но и сентиментальность, любовь. Париж стал счастливым местом для поэта, он привнёс в его жизнь яркие краски и дал новые надежды. Именно поэтому было так тяжело с ним расстаться. Не удивительно, что Владимир Владимирович посвятил этому стихотворение. Прощание с Парижем и есть основная тема стихотворения.
Помимо неё говорится и о настоящем патриотизме. Поэт действительно испытывал к своей Родине нежные чувства, верил в её развитие и достойное будущее. И пусть Франция покорила сердце писателя, верность он хранит только для своего Отечества. Маяковский говорит, что мог бы жить и встретить смерть в Париже, но на Земле есть другое, очень близкое душе место – Москва. Преданность Родине ничто не сможет поколебать, потому что наивысшую точку счастья можно испытать только на родной земле. Это и стало посылом Владимира Владимировича.
Жанр и композиция
Жанр стихотворения неоднозначен, его можно отнести к элегии, к любовной лирике. Здесь есть эмоциональное восприятие мира, затрагивание печального события (в данном случае это разлука с городом), присутствие лирического героя (сам автор). Однако здесь нет восприятия события как разочарования и глубокой печали, напротив – грусть светлая, а строки наполнены нежностью и любовью. Эта черта не позволяет стопроцентно отнести стихотворение к элегии.
Композиция интересна. Здесь нельзя выделить определённых смысловых частей. Созданное в привычной системе лесенки, произведение предстаёт единым полотном без чёткого разграничения. Смысловой акцент уходит на голос, стиль динамичен. Футуризм предполагает эти особенности, а Маяковский принадлежал к этому течению.
Средства выразительности
Проведение анализа стихотворения Маяковского «Прощанье» невозможно без определения средств художественной выразительности. Самыми яркими примерами служат:
- эпитет «невозможная краса» – способ передачи ярких эмоций от эстетики Парижа;
- олицетворение «Париж бежит» – придание полюбившемуся городу души;
- перифраз «разлуки жижа», означающий «слёзы» – передача настоящей грусти от предстоящей разлуки.
Стихотворение «Прощанье» – важная часть достояния, оставшегося от Маяковского. Это не столько про восхищение Европой, сколько про любовь и преданность к Отечеству, самому дорогому месту мира.