search
search
 
Анализ стихотворения «Зимняя ночь» Б. Пастернака
 

В Серебряном веке русской поэзии было много блестящих авторов, которым довелось творить на рубеже эпох – когда царская Россия жестоким путем превратилась в Советский Союз. Среди них был и Борис Пастернак, который вынужден был уехать из страны, но сохранял любовь к родине всю свою жизнь.
Эта любовь проявилась в его известных произведениях. Далее можно прочитать Зимняя ночь пастернак анализ.

Краткая история создания

Данное стихотворение впервые было опубликовано не самостоятельно, а как часть другого произведения – знаменитого «Доктора Живаго». Предполагалось, что его сочинил один из героев. При это критики и литературоведы так и не пришли к единому мнению относительно того, когда и как именно Пастернак написал анализируемое стихотворение. Кто-то считает, что оно было написано уже после того, как «Доктор Живаго» был завершен, а кто-то утверждает, что Пастернак сначала написал стихотворение про зимнюю ночь, а только потом решил вставить его в свой более объемный роман.
Само стихотворение в Советском Союзе не было опубликовано до 80-ых годов, так как текст «Доктора Живаго» посчитали не соответствующим идеологическим идеалам. Поэтому ни роман, ни стихотворение долго не были известны русской публике, хотя за границей их приняли хорошо еще в 50-ых годах.

анализ стихотворения зимняя ночь пастернак

Тема и настроение

В анализируемом стихотворении Б. Пастернак поднимает традиционные для лирических произведений темы – любовь и проявление человеческих чувств. Автор описывает эти темы завуалировано, обращаясь к природным и домашним образам (в частности, это – темная зимняя ночь и горящая в доме свеча).
Для того чтобы донести свою идею о противостоянии светлых чувств и препятствий окружающего мира, Пастернак использует контрасты. Тепло человеческой души олицетворяет горящее пламя свечи, а неприветливость остального мира – холодная ночь и метель, которые обступают дом лирического героя со всех сторон. Автор намеренно упомянул свечу и в начале, и в конце, тем самым показывая: какая бы стужа не стояла вокруг, пламя свечи будет жить и согревать.

Жанр и композиция

Анализируя стихотворение «Зимняя ночь» Пастернака, остановимся подробнее на его жанре. Это философская лирика, которая предполагает отражение в произведении чувств героя и его рассуждение на тему этих чувств.
Особенность композиции данного стихотворения в том, что она закольцовывается: первые и последние строки повторяются. Точнее будет сказать, что первое и последнее четверостишие очень похожи – их отличает всего несколько слов (и это различие принципиально). В композиции стихотворения ясно прослеживается контраст между тем, как автор описывает морозную зимнюю ночь и горячее пламя свечи, олицетворяющей тепло домашнего очага и человеческих чувств.

анализ стиха зимняя ночь пастернак

Средства выразительности

Так как анализируемое нами произведение относится к лирическому жанру, для отражения своей идеи Б. Пастернак использовал различные художественные приемы. Они не только украшают литературный язык, но и позволяют читателю лучше «нарисовать» у себе в голове ту картинку, которую хочет передать автор.
Эпитеты (такие как «снежная мгла») помогают лучше прочувствовать атмосферу зимней ночи, а с помощью олицетворений («метель лепила», «мгла ложилась») Пастернак оживил описываемую им природу, придавая ей сходство с человеком.
Выше мы уже отмечали кольцевую структуру композиции стихотворения. Для ее создания также используется специальный художественный прием – рефрен (автор и в начале, и в конце повторяет строчки, начинающиеся со слов «Свеча горела…»).

Стихи про день лета
Анализ стихотворения «Зимняя ночь в деревне» И. Никитина
Комментарии

Категории

close

- Арабские аудиосказки

- Аудио повести для детей и подростков

- Аудио рассказы Виталия Бианки

- Аудиокниги Андрея Платонова

- Аудиокниги Аркадия Гайдара

- Аудиокниги Бориса Житкова

- Аудиокниги Драгунского

- Аудиокниги Марка Твена

- Аудиокниги Носова

- Аудиокниги Пришвина для детей

- Аудиосказки Аксакова

- Аудиосказки Александра Волкова

- Аудиосказки Андерсена

- Аудиосказки Андрея Усачева

- Аудиосказки Астрид Линдгрен

- Аудиосказки Бажова

- Аудиосказки братьев Гримм

- Аудиосказки Владимира Сутеева

- Аудиосказки Гаршина

- Аудиосказки Гауфа

- Аудиосказки Гофмана

- Аудиосказки Джанни Родари

- Аудиосказки Киплинга

- Аудиосказки Мамина-Сибиряка

- Аудиосказки Маршака

- Аудиосказки Михалкова

- Аудиосказки на ночь

- Аудиосказки Одоевского

- Аудиосказки Остера

- Аудиосказки по мультфильмам

- Аудиосказки Пушкина

- Аудиосказки Салтыкова-Щедрина

- Аудиосказки Толстого

- Аудиосказки Успенского

- Аудиосказки Чуковского

- Аудиосказки Шарля Перро

- Аудиосказки Шварца

- Аудиосказки Юрия Дружкова и Валентина Постникова

- Детская Библия

- Русские народные

- Сборник аудиосказок

- Советские аудиосказки


close

- Анализ произведений

- Арабские сказки

- Денискины рассказы Драгунского

- Краткие содержания

- Повести для детей и подростков

- Рассказы Бориса Житкова

- Рассказы Виталия Бианки

- Рассказы Гайдара

- Рассказы Зощенко

- Рассказы Николая Носова

- Рассказы Платонова

- Рассказы Пришвина для детей

- Романы Марка Твена

- Русские народные сказки

- Сказки Аксакова

- Сказки Александра Волкова

- Сказки Алексея Николаевича Толстого

- Сказки Андерсена

- Сказки Андрея Усачева

- Сказки Астрид Линдгрен

- Сказки Бажова

- Сказки братьев Гримм

- Сказки Вильгельма Гауфа

- Сказки Владимира Сутеева

- Сказки Гаршина

- Сказки Гофмана

- Сказки Джанни Родари

- Сказки Евгения Шварца

- Сказки Киплинга

- Сказки Льва Николаевича Толстого

- Сказки Мамин-Сибиряк

- Сказки Маршака

- Сказки народов мира

- Сказки Одоевского

- Сказки Остера

- Сказки Пушкина

- Сказки Салтыкова-Щедрина

- Сказки Чуковского

- Сказки Шарля Перро

- Советские сказки


close