search
search
 
Анализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского
 

Лирика классика советского периода русской литературы А.Т. Твардовского разнообразна по тематике. Он писал о войне, государственных деятелях, дружбе, смысле жизни, научно-техническом прогрессе. В каждом его произведении глубокий подтекст, яркие художественные образы, точность слов и содержательность. В зрелом возрасте поэт часто размышлял о бытии, подводил своеобразные итоги собственной жизни, делал выводы, выделяя положительный и отрицательный опыт. Его стихи впечатляют читателей и слушателей, так как искренность и правдивость всегда находят отклик в душах людей.

Кратко об истории создания

Произведения На дне моей жизни анализ показывает специфику творчества А.Т. Твардовского. Текст написан в 1967 году, когда поэту было 57 лет. Умер он спустя четыре года. Автор анализировал пройденный им путь, в результате родилось стихотворение.

анализ стихотворения на дне моей жизни

Тема стихотворения

В рассматриваемом произведении говорится о смысле бытия конкретного человека. Лирический герой достиг определенных лет, когда поневоле приходится оглядываться назад и думать о том, что сделано за многие годы хорошего, что достигнуто из задуманного. Размышление проникнуто грустью и одновременно самоутверждением. Если бы нужно было сделать иллюстрацию к тексту, то она была бы такой: в лучах солнца в парке на скамейке сидит старик и тростью чертит какие-то непонятные знаки на земле.

Жанр и композиция

Литературоведческий анализ стихотворения на дне моей жизни свидетельствует о наличии в тексте набора художественных черт, свойственных такому жанру, как собственно лирическое стихотворение.
Композиция: три строфы, состоящие из одного пятистишия и двух восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Размер: ямб.
Смысловая структура:

  • о желании в старости посидеть на скамейке под лучами солнца,
  • размышление об осени жизни и природы,
  • вывод о разумности века.

Повествование ведется от первого лица единственного числа.

Средства выразительности

Автор широко использует разнообразные тропы и фигуры:

  • эпитеты (теплом, недалекого);
  • метафоры (посидеть на солнышке, наклонные лучи, дно жизни, галочка);
  • инверсия (имеется обратный порядок слов в предложениях).

Также употреблены повторы однокоренных слов (дно – донышко, нет), лексемы с уменьшительно-ласкательными суффиксами (палочка, солнышко), разговорная лексика (морока, по случаю). Поэт применяет редкую форму от слова пень: пенушек (образовано по аналогии с подсолнушком).
Синтаксис:

  • первая строфа – простое, осложненное однородными членами предложение;
  • вторая – одно простое и одна конструкция с разными видами связи (сочинение, подчинение);
  • третья – одна синтаксическая единица с наличием подчинения и бессоюзия.

Построение предложений близко разговорной речи, особенно во второй и заключительной строфах. Автор ведет беседу с самим собой без ненужного пафоса, спокойно и рассудительно, поэтому счел возможным использование усеченных форм частей конструкций.

на дне моей жизни твардовский анализ
С точки зрения морфологии: семь глаголов, четырнадцать имен существительных, пять прилагательных, семь местоимений. Малое количество прилагательных подтверждает, что главное в стихотворении не описание, а рассуждение.
Стихотворение А.Твардовского близко и понятно любому взрослому человеку. Дети также разберутся в сложностях повествования, но, возможно, воспримут не так сердечно, как пожилые. Основная мысль созвучна произведениям других авторов 20 столетия. Например, сказке А.П. Гайдара «Горячий камень». Какой бы трудной ни была жизнь, ее не перепишешь. Твардовский говорит о том, что прожил жизнь не зря и рад тому, что появился на свет.

Анализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенина
Пересолил
Комментарии

Категории

close

- Арабские аудиосказки

- Аудио повести для детей и подростков

- Аудио рассказы Виталия Бианки

- Аудиокниги Андрея Платонова

- Аудиокниги Аркадия Гайдара

- Аудиокниги Бориса Житкова

- Аудиокниги Драгунского

- Аудиокниги Марка Твена

- Аудиокниги Носова

- Аудиокниги Пришвина для детей

- Аудиосказки Аксакова

- Аудиосказки Александра Волкова

- Аудиосказки Андерсена

- Аудиосказки Андрея Усачева

- Аудиосказки Астрид Линдгрен

- Аудиосказки Бажова

- Аудиосказки братьев Гримм

- Аудиосказки Владимира Сутеева

- Аудиосказки Гаршина

- Аудиосказки Гауфа

- Аудиосказки Гофмана

- Аудиосказки Джанни Родари

- Аудиосказки Киплинга

- Аудиосказки Мамина-Сибиряка

- Аудиосказки Маршака

- Аудиосказки Михалкова

- Аудиосказки на ночь

- Аудиосказки Одоевского

- Аудиосказки Остера

- Аудиосказки по мультфильмам

- Аудиосказки Пушкина

- Аудиосказки Салтыкова-Щедрина

- Аудиосказки Толстого

- Аудиосказки Успенского

- Аудиосказки Чуковского

- Аудиосказки Шарля Перро

- Аудиосказки Шварца

- Аудиосказки Юрия Дружкова и Валентина Постникова

- Детская Библия

- Русские народные

- Сборник аудиосказок

- Советские аудиосказки


close

- Анализ произведений

- Арабские сказки

- Денискины рассказы Драгунского

- Краткие содержания

- Повести для детей и подростков

- Рассказы Бориса Житкова

- Рассказы Виталия Бианки

- Рассказы Гайдара

- Рассказы Зощенко

- Рассказы Николая Носова

- Рассказы Платонова

- Рассказы Пришвина для детей

- Романы Марка Твена

- Русские народные сказки

- Сказки Аксакова

- Сказки Александра Волкова

- Сказки Алексея Николаевича Толстого

- Сказки Андерсена

- Сказки Андрея Усачева

- Сказки Астрид Линдгрен

- Сказки Бажова

- Сказки братьев Гримм

- Сказки Вильгельма Гауфа

- Сказки Владимира Сутеева

- Сказки Гаршина

- Сказки Гофмана

- Сказки Джанни Родари

- Сказки Евгения Шварца

- Сказки Киплинга

- Сказки Льва Николаевича Толстого

- Сказки Мамин-Сибиряк

- Сказки Маршака

- Сказки народов мира

- Сказки Одоевского

- Сказки Остера

- Сказки Пушкина

- Сказки Салтыкова-Щедрина

- Сказки Чуковского

- Сказки Шарля Перро

- Советские сказки


close