search
search
 
Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина
 

Лирика великого русского поэта прошлого столетия С.А. Есенина полна любви к родине, природе, всему живому на земле. Талантливый стихотворец известен во всем мире, по его произведениям можно изучать русскую деревню, традиции, обычаи. Сергей Александрович родом из крестьян, он не понаслышке знает сельскую жизнь, полную труда, забот. Народ всегда умел не только добросовестно работать, но и от души отдыхать. Широту русской души изображает поэт во многих стихотворениях.

История создания

Произведения Мелколесье степь и дали анализ показывает оригинальность творчества классика, красоту и слаженность звукового строя. Родина С. Есенина – Рязанская область, село Константиново. Именно в отчий дом приехал поэт в 1925 году из столицы, чтобы повидать родных, побеседовать с ними о жизни, найти вдохновение для последующей работы, послушать народные песни, частушки, которые традиционно исполнялись под гармонь. В этот приезд и создано рассматриваемое стихотворение.

анализ стихотворения мелколесье степь и дали

Тема стихотворения

В произведении говорится о любви к малому отечеству. Автор восхищается природой средней полосы России, просторами полей, богатством лесов. Патриотическим духом проникнут текст. С. Есенин еще раз подчеркивает, что дороже родины, матери и отца у него нет ничего. Его близость народу достойна глубокого уважения.

Жанр и композиция

Литературоведческий анализ стихотворения мелколесье степь и дали свидетельствует об отнесенности произведения к жанру собственно лирического текста. Герой возвращается после долгой разлуки в родной дом. Он эмоционален, взволнован, радостен. Он мечтает увидеть молодежь, лихо выплясывающую после окончания полевых работ под мелодии, исполняемые гармонистами, любимыми всеми на Руси. В редкой семье тогда не было популярного инструмента. Игре обучались с малых лет. Особых успехов достигали парни с хорошим музыкальным слухом.
Композиция: семь строф, представляющих из себя четверостишия с перекрестной рифмовкой. Размер стиха: хорей.
Смысловая структура:

  • описание зимней ночи,
  • характеристика дороги,
  • похвала крестьянским саням,
  • оценка местности,
  • восхищение природой,
  • ожидание деревенского веселья,
  • воспевание гармони.

Средства выразительности

Автор широко использует арсенал изобразительно-выразительных средств:

  • эпитеты (разливные, неприглядная);
  • олицетворения (зарыдали – о бубенцах);
  • метафоры (звоны осин, ножка березы);
  • гипербола (поцеловать каждый ствол);
  • метонимия (юность вместо конкретного указания, кто именно что-либо делает);
  • символика (гармошка – душа);
  • инверсия (есть предложения с обратным порядком слов).

С точки зрения морфологии следует отметить обилие имен существительных, наличие в каждой строфе по 1-2 глагола. Все это признаки сочетания динамики с описательностью.

есенин мелколесье степь и дали анализ
Синтаксис:

  • первая строфа – 3 простых назывных предложения и одно двусоставное;
  • вторая – сложноподчиненная конструкция;
  • третья – 2 назывных, 1 простое и 1 сложносочиненное предложения;
  • четвертая – сложноподчиненное и простое;
  • пятая – сложноподчиненное;
  • шестая — сложноподчиненное;
  • седьмая — простое предложение, осложненное обращением.

Поэт употребляет разговорную лексику: наплевать, трын-трава, смерть-отрава, оборот «ну, а я». Имеются неологизмы: стынь, звень.
Лирические произведения С.А. Есенина, посвященные теме малой родины, напевны, глубоки по смыслу и понятны читателям. Каждый, кто знакомится с творчеством великого поэта, не может остаться равнодушным к русским березам, бескрайним полям, нежным цветам.

Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого
Песни про армию
Комментарии

Категории

close

- Арабские аудиосказки

- Аудио повести для детей и подростков

- Аудио рассказы Виталия Бианки

- Аудиокниги Андрея Платонова

- Аудиокниги Аркадия Гайдара

- Аудиокниги Бориса Житкова

- Аудиокниги Драгунского

- Аудиокниги Марка Твена

- Аудиокниги Носова

- Аудиокниги Пришвина для детей

- Аудиосказки Аксакова

- Аудиосказки Александра Волкова

- Аудиосказки Андерсена

- Аудиосказки Андрея Усачева

- Аудиосказки Астрид Линдгрен

- Аудиосказки Бажова

- Аудиосказки братьев Гримм

- Аудиосказки Владимира Сутеева

- Аудиосказки Гаршина

- Аудиосказки Гауфа

- Аудиосказки Гофмана

- Аудиосказки Джанни Родари

- Аудиосказки Киплинга

- Аудиосказки Мамина-Сибиряка

- Аудиосказки Маршака

- Аудиосказки Михалкова

- Аудиосказки на ночь

- Аудиосказки Одоевского

- Аудиосказки Остера

- Аудиосказки по мультфильмам

- Аудиосказки Пушкина

- Аудиосказки Салтыкова-Щедрина

- Аудиосказки Толстого

- Аудиосказки Успенского

- Аудиосказки Чуковского

- Аудиосказки Шарля Перро

- Аудиосказки Шварца

- Аудиосказки Юрия Дружкова и Валентина Постникова

- Детская Библия

- Русские народные

- Сборник аудиосказок

- Советские аудиосказки


close

- Анализ произведений

- Арабские сказки

- Денискины рассказы Драгунского

- Краткие содержания

- Повести для детей и подростков

- Рассказы Бориса Житкова

- Рассказы Виталия Бианки

- Рассказы Гайдара

- Рассказы Зощенко

- Рассказы Николая Носова

- Рассказы Платонова

- Рассказы Пришвина для детей

- Романы Марка Твена

- Русские народные сказки

- Сказки Аксакова

- Сказки Александра Волкова

- Сказки Алексея Николаевича Толстого

- Сказки Андерсена

- Сказки Андрея Усачева

- Сказки Астрид Линдгрен

- Сказки Бажова

- Сказки братьев Гримм

- Сказки Вильгельма Гауфа

- Сказки Владимира Сутеева

- Сказки Гаршина

- Сказки Гофмана

- Сказки Джанни Родари

- Сказки Евгения Шварца

- Сказки Киплинга

- Сказки Льва Николаевича Толстого

- Сказки Мамин-Сибиряк

- Сказки Маршака

- Сказки народов мира

- Сказки Одоевского

- Сказки Остера

- Сказки Пушкина

- Сказки Салтыкова-Щедрина

- Сказки Чуковского

- Сказки Шарля Перро

- Советские сказки


close