search
search
 
Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого
 

Тема самовоспитания, саморазвития, закалка характера актуальна во все времена. Как будто сегодня написана лирика Н.А. Заболоцкого, русского классика прошлого столетия, настолько понятны и ясны его стихотворения, посвященные внутреннему миру человека. Многогранность поэзии позволяет сделать вывод об огромном таланте литературного деятеля 20 века, творчество которого началось в так называемый серебряный период русской культуры и продолжилось в рамках социалистического реализма.

История написания

Стихотворения Не позволяй душе лениться анализ свидетельствует о традиционности художественного стиля поэта. Произведение создано в 1957 году. Оно соответствует запросам времени: война окончена, тоталитаризм свергнут, мирное население наслаждается свободой, творческими исканиями и исследованиями. Призыв к воспитанию души актуален.

не позволяй душе лениться стихотворение анализ

Тема стихотворения

В произведении говорится о работе человека над собой, то есть тему можно сформулировать следующим образом: самовоспитание.
Лирический герой безжалостен по отношению к себе. Это понятно, так как многие поколения советских людей воспитаны на словах М. Горького «Жалость унижает человека». Советской властью была поставлена в числе других задача: воспитать новую личность, которая должна соответствовать эпохе. Сейчас иные подходы, но в конце пятидесятых годов прошлого столетия самовоспитание понимали только таким образом.

Жанр и композиция

Производя не позволяй душе лениться стихотворение анализ, всегда можно убедиться, что по жанру это собственно лирическое произведение с элементами послания. Поэт обращается к людям, заостряя внимание на том, что нужно заботиться не только о силе и здоровье организма, но и о душе. По его мысли, каждый ответственен за свой внутренний мир. Кроме того, если отсутствуют какие-либо необходимые черты в характере, то и этот недостаток можно исправить в процессе труда, то есть перевоспитать себя.
Композиция: шесть строф, состоящих из четверостиший с перекрестной рифмовкой. Размер трехстопный: дактиль.
Смысловая структура:

  • призыв к воображаемому читателю к духовному труду,
  • совет не давать покоя собственной душе,
  • рекомендация держать себя в ежовых рукавицах,
  • не жалеть себя,
  • работать,
  • утверждение, что душа не может без труда.

По типу речи это рассуждение: первая строфа – тезис, вторая, третья, четвертая, пятая – аргументы, шестая – вывод.

не позволяй душе лениться заболоцкий анализ

Средства выразительности

Автор применяет разнообразные тропы и фигуры:

  • олицетворения (трудиться – о душе);
  • метафоры (черное тело);
  • антитеза (день – ночь).

Инверсия как фигура речи отсутствует, так как во всех предложениях прямой порядок слов.
Имеется разговорная лексика: по-человечьи, поблажка. Н. Заболоцкий применяет повторы слов: и день и ночь, она.
Синтаксис своеобразен: все предложения, кроме двух, односоставные, определенно-личные. Иные конструкции: сложноподчиненная и бессоюзная.
С точки зрения морфологии необходимо отметить употребление большого количества глаголов, имен существительных при незначительном числе прилагательных. Стихотворение динамично, энергично, о чем свидетельствует наличие пяти восклицательных предложений в тексте.
Лирика замечательного поэта Н.А. Заболоцкого привлекает читателей и слушателей откровенностью, искренностью, проникновенностью. Хочется следовать его советам, представленным в рассматриваемом стихотворении: работать над собой, ставить задачи и добиваться результатов, быть сильными, смелыми и добросовестными.

Вопросы-ответы про книги
Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина
Комментарии

Категории

close

- Арабские аудиосказки

- Аудио повести для детей и подростков

- Аудио рассказы Виталия Бианки

- Аудиокниги Андрея Платонова

- Аудиокниги Аркадия Гайдара

- Аудиокниги Бориса Житкова

- Аудиокниги Драгунского

- Аудиокниги Марка Твена

- Аудиокниги Носова

- Аудиокниги Пришвина для детей

- Аудиосказки Аксакова

- Аудиосказки Александра Волкова

- Аудиосказки Андерсена

- Аудиосказки Андрея Усачева

- Аудиосказки Астрид Линдгрен

- Аудиосказки Бажова

- Аудиосказки братьев Гримм

- Аудиосказки Владимира Сутеева

- Аудиосказки Гаршина

- Аудиосказки Гауфа

- Аудиосказки Гофмана

- Аудиосказки Джанни Родари

- Аудиосказки Киплинга

- Аудиосказки Мамина-Сибиряка

- Аудиосказки Маршака

- Аудиосказки Михалкова

- Аудиосказки на ночь

- Аудиосказки Одоевского

- Аудиосказки Остера

- Аудиосказки по мультфильмам

- Аудиосказки Пушкина

- Аудиосказки Салтыкова-Щедрина

- Аудиосказки Толстого

- Аудиосказки Успенского

- Аудиосказки Чуковского

- Аудиосказки Шарля Перро

- Аудиосказки Шварца

- Аудиосказки Юрия Дружкова и Валентина Постникова

- Детская Библия

- Русские народные

- Сборник аудиосказок

- Советские аудиосказки


close

- Анализ произведений

- Арабские сказки

- Денискины рассказы Драгунского

- Краткие содержания

- Повести для детей и подростков

- Рассказы Бориса Житкова

- Рассказы Виталия Бианки

- Рассказы Гайдара

- Рассказы Зощенко

- Рассказы Николая Носова

- Рассказы Платонова

- Рассказы Пришвина для детей

- Романы Марка Твена

- Русские народные сказки

- Сказки Аксакова

- Сказки Александра Волкова

- Сказки Алексея Николаевича Толстого

- Сказки Андерсена

- Сказки Андрея Усачева

- Сказки Астрид Линдгрен

- Сказки Бажова

- Сказки братьев Гримм

- Сказки Вильгельма Гауфа

- Сказки Владимира Сутеева

- Сказки Гаршина

- Сказки Гофмана

- Сказки Джанни Родари

- Сказки Евгения Шварца

- Сказки Киплинга

- Сказки Льва Николаевича Толстого

- Сказки Мамин-Сибиряк

- Сказки Маршака

- Сказки народов мира

- Сказки Одоевского

- Сказки Остера

- Сказки Пушкина

- Сказки Салтыкова-Щедрина

- Сказки Чуковского

- Сказки Шарля Перро

- Советские сказки


close