search
search
 
Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого
Вопросы-ответы про книги
Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина
 

Тема самовоспитания, саморазвития, закалка характера актуальна во все времена. Как будто сегодня написана лирика Н.А. Заболоцкого, русского классика прошлого столетия, настолько понятны и ясны его стихотворения, посвященные внутреннему миру человека. Многогранность поэзии позволяет сделать вывод об огромном таланте литературного деятеля 20 века, творчество которого началось в так называемый серебряный период русской культуры и продолжилось в рамках социалистического реализма.

История написания

Стихотворения Не позволяй душе лениться анализ свидетельствует о традиционности художественного стиля поэта. Произведение создано в 1957 году. Оно соответствует запросам времени: война окончена, тоталитаризм свергнут, мирное население наслаждается свободой, творческими исканиями и исследованиями. Призыв к воспитанию души актуален.

не позволяй душе лениться стихотворение анализ

Тема стихотворения

В произведении говорится о работе человека над собой, то есть тему можно сформулировать следующим образом: самовоспитание.
Лирический герой безжалостен по отношению к себе. Это понятно, так как многие поколения советских людей воспитаны на словах М. Горького «Жалость унижает человека». Советской властью была поставлена в числе других задача: воспитать новую личность, которая должна соответствовать эпохе. Сейчас иные подходы, но в конце пятидесятых годов прошлого столетия самовоспитание понимали только таким образом.

Жанр и композиция

Производя не позволяй душе лениться стихотворение анализ, всегда можно убедиться, что по жанру это собственно лирическое произведение с элементами послания. Поэт обращается к людям, заостряя внимание на том, что нужно заботиться не только о силе и здоровье организма, но и о душе. По его мысли, каждый ответственен за свой внутренний мир. Кроме того, если отсутствуют какие-либо необходимые черты в характере, то и этот недостаток можно исправить в процессе труда, то есть перевоспитать себя.
Композиция: шесть строф, состоящих из четверостиший с перекрестной рифмовкой. Размер трехстопный: дактиль.
Смысловая структура:

  • призыв к воображаемому читателю к духовному труду,
  • совет не давать покоя собственной душе,
  • рекомендация держать себя в ежовых рукавицах,
  • не жалеть себя,
  • работать,
  • утверждение, что душа не может без труда.

По типу речи это рассуждение: первая строфа – тезис, вторая, третья, четвертая, пятая – аргументы, шестая – вывод.

не позволяй душе лениться заболоцкий анализ

Средства выразительности

Автор применяет разнообразные тропы и фигуры:

  • олицетворения (трудиться – о душе);
  • метафоры (черное тело);
  • антитеза (день – ночь).

Инверсия как фигура речи отсутствует, так как во всех предложениях прямой порядок слов.
Имеется разговорная лексика: по-человечьи, поблажка. Н. Заболоцкий применяет повторы слов: и день и ночь, она.
Синтаксис своеобразен: все предложения, кроме двух, односоставные, определенно-личные. Иные конструкции: сложноподчиненная и бессоюзная.
С точки зрения морфологии необходимо отметить употребление большого количества глаголов, имен существительных при незначительном числе прилагательных. Стихотворение динамично, энергично, о чем свидетельствует наличие пяти восклицательных предложений в тексте.
Лирика замечательного поэта Н.А. Заболоцкого привлекает читателей и слушателей откровенностью, искренностью, проникновенностью. Хочется следовать его советам, представленным в рассматриваемом стихотворении: работать над собой, ставить задачи и добиваться результатов, быть сильными, смелыми и добросовестными.

Комментарии


Категории

close

- Арабские аудиосказки

- Аудио повести для детей и подростков

- Аудио рассказы Виталия Бианки

- Аудиокниги Андрея Платонова

- Аудиокниги Аркадия Гайдара

- Аудиокниги Бориса Житкова

- Аудиокниги Драгунского

- Аудиокниги Марка Твена

- Аудиокниги Пришвина для детей

- Аудиосказки Аксакова

- Аудиосказки Александра Волкова

- Аудиосказки Андерсена

- Аудиосказки Андрея Усачева

- Аудиосказки Астрид Линдгрен

- Аудиосказки Бажова

- Аудиосказки Владимира Сутеева

- Аудиосказки Гаршина

- Аудиосказки Гауфа

- Аудиосказки Гофмана

- Аудиосказки Джанни Родари

- Аудиосказки Киплинга

- Аудиосказки Мамина-Сибиряка

- Аудиосказки Маршака

- Аудиосказки Михалкова

- Аудиосказки на ночь

- Аудиосказки Одоевского

- Аудиосказки Остера

- Аудиосказки по мультфильмам

- Аудиосказки Пушкина

- Аудиосказки Салтыкова-Щедрина

- Аудиосказки Толстого

- Аудиосказки Успенского

- Аудиосказки Чуковского

- Аудиосказки Шарля Перро

- Аудиосказки Шварца

- Аудиосказки Юрия Дружкова и Валентина Постникова

- Детская Библия

- Русские народные

- Сборник аудиосказок

- Советские аудиосказки


close

- Анализ произведений

- Арабские сказки

- Денискины рассказы Драгунского

- Краткие содержания

- Повести для детей и подростков

- Рассказы Бориса Житкова

- Рассказы Виталия Бианки

- Рассказы Гайдара

- Рассказы Зощенко

- Рассказы Николая Носова

- Рассказы Платонова

- Рассказы Пришвина для детей

- Романы Марка Твена

- Русские народные сказки

- Сказки Аксакова

- Сказки Александра Волкова

- Сказки Алексея Николаевича Толстого

- Сказки Андерсена

- Сказки Андрея Усачева

- Сказки Астрид Линдгрен

- Сказки Бажова

- Сказки братьев Гримм

- Сказки Вильгельма Гауфа

- Сказки Владимира Сутеева

- Сказки Гаршина

- Сказки Гофмана

- Сказки Джанни Родари

- Сказки Евгения Шварца

- Сказки Киплинга

- Сказки Льва Николаевича Толстого

- Сказки Мамин-Сибиряк

- Сказки Маршака

- Сказки народов мира

- Сказки Одоевского

- Сказки Остера

- Сказки Пушкина

- Сказки Салтыкова-Щедрина

- Сказки Чуковского

- Сказки Шарля Перро

- Советские сказки


close